Голландские записки – день 5. Museum Voorlinden, Wassenaar

(eng. text below)

Начну отчёт о поездке в Голландию с конца. Итак, день пятый – музей Voorlinden в маленьком и богатом городке под Амстердамом Wassenaar.

Рыба ищет где глубже, а человек … я поступлю как рыба и буду копать глубже. 28 марта 2012 года некий Ван Кальденборг представил в муниципалитет Вассенаар предложение о строительстве музея в поместье Воорлинден, в котором он хочет собрать свою коллекцию современного искусства. Кто же такой этот Ван Кальденборг?

Joop NA van Caldenborgh, 1940 г.р. является голландским промышленником и коллекционером современного искусства, а также владельцем крупной Роттердамской химической компании Caldic, глобально действующего дистрибьютора и производителя химикатов, фармацевтических, косметических и пищевых добавок для производств. В Нидерландах есть две фабрики: Зевенберген и Европорт. В 2011 Ван Кальденборг отказался от ежедневного управления компанией. 

Ван Кальденборг начал собирать современное искусство и скульптуру с начала 1970-х годов. Его собственная «эклектичная» коллекция произведений искусства, которая называется Caldic Collection, является одной из крупнейших в Нидерландах. Ван Кальденборг живет в поместье Клингенбош в Вассенааре, где также размещается большой сад скульптуры, который можно посетить только в ограниченной степени (я, к сожалению, не знала заранее, а он стоит отдельного посещения).

Часть коллекции Caldic представляет собой большое собрание книг о художниках, об основной её части писать не буду – это удел искусствоведов. Скажу лишь, что только части коллекции Caldic хватило на целую выставку “я обещаю вас полюбить”, которая проходила с 6 февраля по 15 мая 2011  в Кунстхале в Роттердаме. На выставке были представлены работы Дэмиена Херста, Бриджит Райли и Сэма Тейлора-Вуда.

Ван Кальденборг занимал различные позиции в мире искусства. В течение нескольких лет он был председателем Комитета по иностранному изобразительному искусству муниципалитета Роттердама. С января 2005 года по январь 2013 года он был председателем Наблюдательного совета Фонда Gemeentemuseum Den Haag. Кроме того, с 2008 по 2015 год он был председателем арт-ярмарки PAN Amsterdam. В седьмом издании « Кто есть кто в мире искусства» (2012) Ван Кальденборг был провозглашен «самым влиятельным человеком в голландском мире искусства».

Kaart_van_Wassenaarse_landgoederen_uit_1839

на карте 1839 г., (Википедия)

Но вернусь к поместью. Нынешнее поместье составляет сорок гектаров и находится между Вассенааром и дюнами побережья Северного моря. Впервые название «Voorlinden» появилось в 1584 году. В 17 веке вокруг Гааги стали появляться отдельные поместья, в том числе Воорлинден.

В 18 веке поместье   принадлежало семье португальских банкиров. В 1803-1835 годах в этом месте был построен парк в ландшафтном стиле, спроектированный архитектором Йоханом Дэвидом Зохер-старшим в 1804 году, строительством его с 1834 года занимался его сын Ян Дэвид Зохер. С 1824 года дом и поместье принадлежали г-ну Корнелиусу Теодору Элу, тогда государственному министру. Дом был тогда к западу от подъездной дороги, на месте текущей стоянки. Дальше поместье меняло владельцев несколько раз.

Нынешнее главное здание усадьбы построено по проекту британского архитектора Р. Дж. Джонстона. Это копия дома, где выросла английская жена владельца усадьбы Уго Лоудона. Окружающий сад, с его характерной геометрической планировкой и террасами, был также спроектирован Джонстоном.

В тот же период Леонард Спрингер реорганизовал ландшафтный парк, чтобы примирить это с новым загородным домом. Спрингер использовал в своем плане как местные, так и экзотические деревья, которые были посажены около 1913 года. Новые деревья в основном высаживаются в парке, по дорожкам и по краям открытого поля; особенно на местах обзора, отдельно от основного, более естественного леса. Экзотические деревья в основном используются в качестве акцента (например, болотный кипарис вдоль подъездной дороги и катальпа и клён серебристый на северо-западе поместья, в древовидных группах (таких как болотный кипарис в группах вдоль подъездной дороги), как обогащение структуры и как переход к более «естественному» ландшафту. Посадки экзотических кустарников использовались как подлесок и как обогащение общей структуры.

Во время Второй мировой войны в доме квартировали немецкие оккупанты, также во время войны он был незначительно повреждён ракетным ударом. Затем в нём жили канадские офицеры. В 1950 году государственная почтовая и телефонная служба Нидерландов арендовала дом в качестве учебно-конференц-центра. В 1999 году дом был реконструирован, а в 2011 приобретён нынешним владельцем вместе со всем поместьем, где и задумано построить новый музей.

3065_02_n193_medium-57c84fdf04d64

фотография с сайта архитектурной компании www.kraaijvanger.nl

Здание музея, спроектированное архитектором Дирком Яном Постелем из роттердамской архитектурной фирмы Kraaijvanger, состоит из двух слоев, один из которых на высоте семи метров над землей. Дизайн был частично вдохновлен Датским Музеем современного искусства Luisiana (1958) и Швейцарским Фондом Бейелера (1997). Период проектирования 2012-2013, открыто в сентябре 2016 г.

MuseumVoorlinden1856KraaijvangerArchitectsWEBIMAGE11jpg

museum-voorlinden-exteriour-day-please-add-photocredit-pietro-savorelli

Со стороны здание не пытается произвести впечатление; но внутри, он полон сюрпризов. Проект состоит из шести параллельных стен в ландшафте, с фасадом чередующихся плоскостей природного камня (песчаника) и просто пропорциональных стеклянных панелей. Как это ни парадоксально, возможно, эта современная структура отсылает к классическим пропорциям от симметрии до сетчатой структуры, передний часть похожа на храмовый портик с “греческими колоннами” с одной стороны.

MuseumVoorlinden1856KraaijvangerArchitectsWEBIMAGE14jpg

Отсюда интерьер открывается к окружающему природному ландшафту и в то же время впускает его в себя, стены из песчаника являются великолепным фоном для окружающего здание сада. Своеобразный свет, типичный для побережья Нидерландов Северного моря, на протяжении веков вдохновлял художников, и именно этот свет косвенно попадает в музей через 115 000 эллиптических цилиндров крыши, вырезанных под углом. Солнцезащитные сетки и прозрачная крыша придали почти волшебный свет произведениям искусства, как в солнечные дни, так и вечером. Каждый визит в музей отличается, благодаря ежедневным изменениям интенсивности и цвета отфильтрованного света, которые могут быть дополнены, если необходимо, косвенным светодиодным освещением, скрытым в потолке.

3065_02_n195_medium-57c84ff9a0c71

MuseumVoorlinden1856KraaijvangerArchitectsWEBIMAGE16jpg

По задумке владельца здание было задумано как обрамление для произведений искусства, не доминирующее над коллекцией. Самая большая инсталляция в музее, скульптура из кортена Ричарда Серры Open Ended (2007-2008) размещена в галерее, составленной по спецификациям художников. Другие работы на постоянной экспозиции включают бассейн Леандро Эрлиха, гиперреалистичную пару Рона Мука под зонтиком и скульптуры «Без названия» Рони Хорна (2012-2013).

На фотографиях ниже лишь малая часть коллекции (дальше традиционно сели все батарейки)

Общая площадь экспозиций более 4000 м². В дополнение к помещениям для временных выставок, сменных презентаций и постоянной коллекции, здание включает в себя конференц-зал, библиотеку, музейный магазин, образовательное пространство и реставрационную мастерскую. Ресторан расположился в старом основном здании поместья.

И главная интереснейшая подробность, относящаяся к коллекции музея, – художник-историк Сюзанна Свартс, куратор коллекции Caldic с 2006 года, стала художественным руководителем музея Voorlinden. Вим Пийбс, директор Rijksmuseum Amsterdam с 2008 по 2016 год, стал генеральным менеджером с 1 июля 2016 года, но через три месяца обменял эту должность на членство в совете директоров.

900

Suzanne Swarts, Joop van Caldenborgh, Wim Pijbes

Самое главно и собственно то, что я и хотела посмотреть в первую очередь, – это музейный сад,  в 2016 году был спроектирован Питом Удольфом, посадки производились в этот же год к открытию музея. Работы по реализации проекта производила голландская компания Royal Ginkel www.ginkelgroep.nl., растения из питомника Future Plants.

Сад площадью 2000 квадратных метров в музее Воорлинден должен был окружать современное здание галереи и связывать его с окружающей сельской местностью.

Удольф лучше всего известен разработкой схем из многолетних растений и трав, которые фокусируются на том, как растения соседствуют друг с другом в течение года. Отличительной чертой его схем является устойчивость и долговечность. Сад в Воорлинден должен был выглядеть захватывающим на момент открытия музея, и для этого Пит должен был применить другой подход.

«У нас было всего несколько месяцев между возможностью посадки и открытием музея. Я решил, что нам нужно представить и с нетерпением ждать открытия сада». Результат впечатляющий и буйный, с однолетними растениями, добавляющими цвет и буйство в сад, который искрился даже в конце октября.

По структуре – это полоса вдоль музея превращённая в море цветов с травяными полянами, ровными и выпуклыми. В основном посадки из не очень высоких растений, тут почти нет очень крупных архитектурных гигантов кроме, пожалуй,. Все они взаимодействуют между собой. Сады видны как внутри музея, так и снаружи: полное взаимодействие между искусством, архитектурой и природой. Зачастую посадки перекликаются с предметами искусства внутри музея, к примеру огромная скульптура из кортена Ричарда Серры поддержана в посадках посконником морщинистым ‘Chocolate’ и клопогоном кистевидным одной из пурпурных форм.

Было использовано более 45 различных видов растений, и ниже Пит Удольф дал для журнала Garden Illustrated plant list на один из миксов растений для посадки размером в 400 кв. метров.

Achillea ‘Hannelore Pahl’ x 120

Achillea filipendulina ‘Hymne’ x 60

Agapanthus x 30

Agastache mexicana ‘Summer Glow’  x 104

Agastache ‘Blue Fortune’ x 59

Ammi majus x 50

Anemone hupehensis ‘Hadspen Abundance’ x 114

Aster novi-belgii ‘Bluae-Nachthut’ x 15

Aster macrophyllus ‘Twilight’ (= Eurybia x herveyi) x 100

Calamintha nepeta subsp.nepeta x 200

Centaurea cyanus

Cosmos atrosanguineus x 25

Crocosmia ‘Yellow Lucifer’ x 22

Cuphea llavea ‘Tiny Mice’ (= Cuphea llavea ‘Georgia Scarlet’)

Cynara cardunculus Scolymus Group x 25

Echinacea pallida ‘Hula Dancer’ x 200

Echinacea paradoxa x 50

Echium vulgare ‘Blue Bedder’ x 121

Eupatorium rogosum ‘Chocolate’ x 21

Foeniculum vulagare ‘Giant Bronze’ x 81

Gaura lindheimeri ‘Whirling Butterflies’ x 136

Gladiolus murielae x 258

Helichrysum petiolare ‘Goring Silver’ x 77

Hordeum jubatum

Kalimeris incisa x 29

Leonotis leonurus x 70

Limonium latifolium x 200

Lobelia speciosa ‘Hadspen Purple’ x 112

Lupinus angustifolius

Muhlenbergia capillaris x 50

Nassella tenuissima x 315

Nicotiana mutabilis x 44

Nicotiana langsdorffii  x 171

Orlaya grandiflora x 155

Pennisetum villosum x 66

Penstemon ‘Apple Blossom’ x 60

Phacelia tanacetifolia

Reseda alba x 118

Rudbeckia hirta ‘Prairie Sun’

Salvia patens x 84

Sedum ‘Matrona’ x 87

Tagetes patula ‘Linnaeus’ x 119

Zinnia ‘Red Spider’ x 75

Dahlias

Dahlia ‘Honka Fragile’ x 100

Dahlia ‘Mexican Black’ x 50

Dahlia ‘Gryson’s Yellow Spider’ x 50

Dahlia ‘Bishop of York’ x 100

Конечно сейчас в саду почти отсутствуют однолетники, их место заменили травы и многолетники, но остались георгины простых форм, среди них  единственный спайдер холодного жёлтого оттенка, указанный в списке выше. Остальное надо искать в фотографиях и составлять свой список.

Здесь немного фотографий в год открытия, сентябрь 2016г).

И мои, сентябрь 2018 г.

Я попыталась их собрать по зонам посадки, смотрите и наслаждайтесь.

IMG_2567.jpg

IMG_2568.jpg

Архитектура

Цветники

Графика на фоне стен из песчаника

Страсть к георгинам

И последняя особая для меня часть цветника – какой цвет! Коробочки ирисов, лисохвост с оранжевыми тычинками и седым “хвостом”, Foeniculum vulagare ‘Giant Bronze’, засохшие соцветия синеголовника, седовато-белые шапки Pycnanthemum tenuifolium и … найдите лягушку!

Если отбросить желание раскладывать всё на отдельные растения, то сад очень романтичный, хочется бесконечно бродить и смотреть в окна музея сквозь цветы и травы, а там открываются совсем другие мизансцены.

Я сюда ещё обязательно вернусь, ведь я не смогла пойти гулять в дюны, а дюны Северного моря – это отдельная история.

15539064_212261109177728_2106820521139109888_n

В статье использованы данные из Википедии, с сайта музея www.voorlinden.nl, сайта архитектурной компании www.kraaijvanger.nl, материалы различных интервью, статьи из журналов.

P.S. Планируйте на визит в Voorlinden отдельный день с обязательным заездом в парк скульптур в поместье Клингенбош, где живёт Ван Кальденборг (нужно заранее забронировать визит – вся информация на сайте музея) и прогулкой по 40! гектарам поместья, включая прибрежные дюны. Но если галопом, то вход на территорию музея бесплатный, сады Пита Удольфа доступны в часы работы музея.

Voorlinden-Map

_______________________________________________________________________________________

Voorlinden is a new private museum for modern and contemporary art at a magnificent estate in the dunes at Wassenaar, a stone’s throw from The Hague. Businessman and art collector Joop van Caldenborgh realised his dream here in 2016: a museum of international allure that houses his renowned collection. The attractive white building offers a space for Van Caldenborgh’s rich and surprising collection, permanent works of art made especially for the museum and temporary exhibitions.

Building

Every aspect of Museum Voorlinden has been designed to enhance art. The basic oblong shape consists of variegated dune sand-coloured natural stones and transparent glass walls, which enhances the experience of nature inside the building. An elegant, white-steel colonnade bears the ingenious roof structure. The overall threefold division of the interior matches the museum programme: collection presentations, changing exhibitions and permanent in-situ works. The exhibition rooms are illuminated by the ever-changing natural daylight that brings the artwork to life. The distinctive light of the Dutch coast falls into the building in gradations thanks to ingeniously cut tubes. A velum and transparent glass roof, in which indirect LED is integrated, ensures that the artwork is illuminated as naturally as possible on less sunny days and in the evenings.

Permanent works

Museum Voorlinden features a number of artworks on permanent display. Skyspace by James Turrell (1943) and the corten steel sculpture Open Ended (2007-2008) by Richard Serra (1938) have been incorporated into the building itself. Museum Voorlinden additionally boasts permanently installed work by Maurizio Cattelan (1960) and the illusionistic Swimming Pool by Argentinian artist Leandro Erlich (1973). The hyper-realistic Couple under an Umbrella by Ron Mueck (1958) and the enchanting glass sculptures of Roni Horn (1955) are on semi-permanent display as well. In order to present these works to their optimum advantage, each singular piece has been placed in a separate gallery.

Voorlinden Estate

Voorlinden Estate has a long history that harks back to Roman times. The name Voorlinden originated in 1584. During the seventeenth century various country estates emerged around The Hague, one of which was Voorlinden. At the start of the nineteenth century, father J.D. Zocher (1791-1870) and son (1820-1915) designed a park here in landscape style. When Voorlinden came into the hands of Esquire Ir. Hugo Loudon, he commissioned British architect R.J. Johnston to build the current country house along the lines of the stately country house of his English wife. In the same period, landscape architect Leonard Springer (1855-1940) redesigned the landscape and created new lines of sight. The combination of indigenous and exotic tree species was his work.

For the opening of Museum Voorlinden, landscape and garden architect Piet Oudolf (1944) was commissioned to design the area around the new building. This final intervention resulted in an example of early 19th-century, 20th-century and 21st-century landscapes. The sea of flowers is surrounded by lawns and grass hills, which emphasize the interplay between the various parterres. The gardens are visible from inside the museum as well as outside: a pleasant interplay between art, architecture and nature. For the opening he used mostly colorful annuals. But later during the fall of 2016 he reshaped the area and replaced the annuals for perennial plants.

Now Piet Oudolf’s garden, the woods, dune meadow and dune areas are freely accessible for walking on the footpaths.

Published by Svetlana Lavrentyeva

Landscape designer, currently living in Finland.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: