(short english version below)
Парк авторства знаменитой SLA, официально открытый 31 августа, стал одной из целей моей сентябрьской поездки в Копенгаген, попробую рассказать о нём на страницах моего блога как можно более развёрнуто.
Первый раз я оказалась в этой части Norrebro ещё в 2010 году – это район за знаменитыми Копенгагенскими озёрами с типичной жилой застройкой, ставший сейчас модным за счёт появления в нём маленьких оригинальных и симпатичных внутриквартальных парков, например, вот этого на Guldbergs Plads датского бюро 1:1 Landskab.
Район стал преображаться с появлением здесь в 2012 год знаменитого Superkilen / Topotek 1 + BIG Architects + Superflex. Как раз по дороге к нему в 2015 я и увидела огромное строящееся здание за заборами и бруталистский комплекс зданий рядом, о котором я на тот момент ничего не знала, – и это совсем неудивительно, так как в Копенгагене постоянно что-то происходит в сфере архитектуры и не только.
Углублюсь немного в историю постройки старой части комплекса и новой башни Maersk.
Здание Panum (ранее называемое Институтом Панума) – большой комплекс, который является частью Северного кампуса Университета Копенгагена. В нем находится факультет здоровья и медицинских наук. Он включает в себя Стоматологическую школу и бывший медицинский факультет, а также Школу здравоохранения полости рта и школу зубных техников.
В Panum Building есть множество учреждений, включая библиотеку, две столовые, лекционные залы, офисы, студенческие клубы и книжный магазин. В Panum Building также находится крупнейшая стоматологическая клиника в Дании с примерно 230 стульями для лечения. Здание было названо в честь датского физиолога Петера Людвига Панума (1820-1885).
Сейчас здесь есть и медицинский музей, и медицинский театр – фотографии можно найти на сайте Копенгагенского университета, но слаюонервным лучше не смотреть (я бы предпочла их не видеть, но сделала вывод, откуда у датчан такая любовь к криминальным сериалам).
Фотография Bob Collowân на Wiki
Здание Panum было построено в 1971-1986 годах архитекторами Евой и Нилсом Коппелем, Гертом Эдстрандом, Полом Эриком Тиррингом в стиле брутализма. Внешняя часть была спроектирована ландшафтными архитекторами Эдит и Оле Норгард. Художественное оформление и цветовые схемы – например, характерные дымоходы – были разработаны Тоннингом Расмуссеном. В подвальных помещениях находятся фрески, сделанные Полом Гернсом.
Комплекс Panum был введён в эксплуатацию в 1975 году, однако школа ухода за полостью рта переехала в Панум в 1986 году. Вот так комплекс и парк вокруг него выглядел до 2012 года.
Источник – Flickr, Sun&Cam
В 2013 году строительство началось с расширения Панума, называемого Maersk Tower. Почему здание так назвали? Расширение факультета медицинских наук стало возможным благодаря пожертвованию Фонда А. П. Мёллера (более 50% от общей суммы), являющегося владельцем одной из крупнейших частных компаний Дании Maersk, и уже финансировавший постройку здания Копенгагенской оперы и парка перед Королевским дворцом.
Комплекс Panum вырос с 105 000 квадратных метров до 140 000 квадратных метров. Около 42 700 новых квадратных метров в основном предназначены для исследовательских и образовательных мероприятий, столовой и парковки для велосипедов. Шесть из 13 институтов факультета наук о здравоохранении переходят на использование современных биомедицинских исследовательских учреждений башни Маэрск. Это институты, изучающие проблемы вакцинации, аллергии, рака, сердечной аритмии, ожирения и диабета, занимающиеся исследованиями мозга и здорового старения.
Проектирование 75-метровой 15-ти этажной башни осуществляло датское бюро CF Møller Architects, субподрядчики и разработчики технологических решений – Ramboll и ландшафтной части – SLA.
Башня расположена на звездообразной базе с фойе, классными комнатами, аудиториями и столовой. “База” башни служит местом общественного сбора и соединяет новую исследовательскую башню с существующей Panum, что имеет решающее значение, поскольку исследователи и тысячи студентов в процессе обучения перемещаются по всем зданиям комплекса.
Архитекторы из CF Møller спроектировали исследовательскую башню как треугольник с закругленными углами, которые вливаются в окружение. Он опирается на базу, которая, как звездочка, простирается в пяти направлениях и компенсирует разницу в высотном уровне участка застройки.
В подвале находится парковка для велосипедов, вмещающая до 1000 двухколесных транспортных средств.
Большой фасад разбит на узкие окна от пола до потолка с двухслойными медными панелями, которые защищают здание от лучей солнца и гасят ветер. Один слой жалюзи управляется датчиком и перемещается в зависимости от погоды, поэтому башня с такими “ребрами” выглядит разным каждый час. Здание лишено бликов и зеркальных отражений в оконных стёклах, что в то же время даёт естественному свету поступать во внутренние помещения и позволяет не использовать шторы или жалюзи внутри помещений.
Фасад построен как сетчатая структура высоких оконных проёмов, которые разрушают масштаб здания.
Таким образом, здание кажется динамичным и прозрачным”, – говорит архитектор Мэдс Мандруп Хансен из офиса CF Møller. Он объясняет, что медный материал выбран так, чтобы он соответствовал цвету зданий из красного кирпича по соседству, и что ставни были подвергнуты тщательным климатическим испытаниям в испытательном центре в Вене, где обычно тестируются спортивные автомобили и высокоскоростные поезда.
Эти движущиеся медные и стеклянными фасады с тёплым свечением меди находится в диалоге с существующим зданием Panum, окружающими зданиями и всем Копенгагеном, который имеет давнюю традицию использования этого прекрасного строительного материала.
Здание стало пионером и в энергетическом потреблении, благодаря, солнечным батареям, а также тому, что даже отработанная энергия от вентиляции полностью перерабатывается в общей энергетических системе здания.
Кроме того, исследовательская башня расположена так, что днём только в собственных зданиях Панума вы чувствуете прямую тень. После испытаний в аэродинамической трубе с моделями, находящимися на застраиваемом участке, также не должно быть и ветров на дорогах вокруг здания.
Также хочется отметить, что и интерьеры здания и техническая оснащённость лабораторий, аудиторий осуществлено в соответствии с самыми высокими стандартами (а именно последние стандарты экологического строительства в Дании 2015 года).
Фотограф: Эмили Кёфоэд
Вдоль Blegdamsvej непрерывный стеклянный фасад проходит по всему зданию. Он показывает миру, что происходит в исследовательской башне, сигнализирует о стремлении к прозрачности и открытости.
Фотография – CF Møller, Adam Mork
За стеклянным фасадом основания по всем этажам поднимается массивная лестница, а вокруг лестницы – открытое фойе высотой в несколько этажей. Здесь исследователи могут встречаться друг с другом, обмениваться идеями и следить за тем, что происходит на других этажах. «Вы не должны недооценивать важность наличия чашки кофе в руке и ходить и разговаривать со своими коллегами. Физическое присутствие играет большую роль в исследованиях, и это будет потрясающе, когда мы будем двигаться вместе», – говорит профессор Лене Джуэль Расмуссен , директор нового Центра здорового старения.
Теперь медная башня стала частью горизонта Копенгагена и, если смотреть со стороны озер, трудно оторваться от динамики коричневого гиганта на контрасте со 150-летней церковью Святого Ганса Торва.
Фотография – CF Møller, Adam Mork
На верхнем этаже башни есть общественный доступ к смотровой площадке. 15-ти этажная башня была открыта 18 января 2017 года.
Вот здесь можно забронировать экскурсию по башне Maersk
http://maersktaarnet.ku.dk/besoeg-maersk-taarnet/book-rundvisning/
уверена, что это будет очень интересно, даже немного завидую! Ведь с башни открываются потрясающие виды на Копенгаген.
Но перейдём к парку вокруг вновь построенного здания, который называется SUND Park (SUND – и есть название медицинского факультета Копенгагенского университета).
Здесь ссылка на проект на сайте SLA – http://www.sla.dk/en/projects/maerskbuilding
По сути сам парк находится на той же высоте, что и окружающие здания, но через него проходит навесная дорога длиной 336 метров, теперь самая длинная в Копенгагене, с которой есть выходы на разные уровни зелёных крыш основания башни. Парк работает в режиме круглосуточного свободного доступа публики.
Подробное описание парка я нашла на датском здесь – https://www.magasinetkbh.dk/indhold/campuspark-maersk-taarnet
Попробую перевести и процитировать его как можно ближе к тексту.
«Три года – срок, когда посадки покажут свою полную силу», – обещает ландшафтный архитектор Morten Leicht Jeppsen из SLA и с нетерпением ждет великолепного нового пейзажа вокруг башни Маерск.
Если у вас есть желание, то можно пройти над парком по новому зигзагообразному мосту-пандусу, – говорит Мортен Лейхт Джеппсен.
Парк можно перейти по новому зигзагообразному мосту-пандусу или под ним по ландшафту с террасами. Самая длинная навесная аллея города имеет перила и вертикальные фонарные столбы и подсветку в полу в вечернее время, а в поворотах есть встроенные скамейки в вечнозелёном лесу, где вы можете сидеть и наслаждаться новым видом на крыши Nørrebros.
Парк кампуса не был полностью закончен, когда 75-метровая покрытая медью башня Panum открылись в начале года в качестве новой исследовательской среды на 15 этажах на факультете медицинских наук Университета (SUND). Но уже в конце августа 2017 года SUND Nature Park SLA наконец также был открыт в деревне исследователей.
Очень разнообразная здесь растительная жизнь с использованием болотных кипарисов вдохновляет датских и международных исследователей и студентов и любых других копенгагенцев, которые хотят пересечь Blegdamsvej и Nørre Allé по общественном пандусу-мосту, плывущему по воздуху вдоль Maersk Tower на высоте второго этажа.
Вы также можете выбрать дорожку с гравием внизу, которая на самом деле является велодорожкой, или вы можете пройти через главный вход Маерской башни и с другой стороны. Для людей должно быть достаточно места для передвижения и нахождения в парке», – говорит Morten Leicht Jeppsen. Существует множество объездов, скоростных маршрутов и грунтовых дорог, а также есть и небольшие оазисы со скамейками и столами, которые каждый может использовать.
“Я с нетерпением жду, когда парк будет использоваться по-разному, где люди могут найти способ пересечь или провести спонтанную вечеринку. Это означает, что вы сможете оставаться в любом месте и в любое время. Нет ничего запретного”, – говорит он.
Велосипедисты могут заезжать прямо вниз в подземную стоянку с Blegdamsvej по пути между цветами и деревьями и через небольшую “дверцу” в стене, которая автоматически отбрасывается в сторону, когда вы приближаетесь. В подвале для велосипедов есть место для 1000 велосипедов и ещё 1400 мест в стойках над землей (открытая велопарковка).
Жизнь в районе на месте парка кампуса площадью 37 000 квадратных метров вдохновила ландшафтных архитекторов на отражение исторического ландшафта.
«До 1840 года у пастбища у Санкт-Ханса Торва в Фелледпаркен паслись коровы и потом их доили в Санкт-Ханс-Торв (имеется в виду церковный приход). Мы использовали те же самые виды, которые вы могли бы найти на пастбищах. Это что-то вроде сов и лугов, которые выжили среди пасущихся коров», – говоритMorten Leicht Jeppsen.
В другом месте парк имитирует датские луга. «Это хорошая картина того, что вы увидите, если вы начнёте использовать землю в сельскохозяйственной стране. В первые пару лет в основном будут мак, василёк и куколь посевной (лат. Agrostémma githágo – klinte по-датски), которые являются типичными видами сорняков. Позже трава (злаки?) займет больше места», – объясняет ландшафтный архитектор, указывая на цветник рядом с башней.
Тут хочу обратить внимание на цвет растений в посевном цветнике и цвета воздуховодов старого здания Panum.
Однако здесь и исконно датские виды растений смешиваются с экзотическими видами из отдаленных земель. Среди прочих – хмель с Кавказа, южный бук из Чили, болотные кипарисы и из США и тюльпанные деревья из Китая (в статье из Китая, хотя они из Сев. Америки – примечание автора).
Это и дань уважения многокультурному Nørrebro и очень разнообразному составу международных исследователей и студентов, объясняет ландшафтный архитектор, и это будет более целостным для будущего изменения климата с деревьями, которые устойчивы к холоду и засухе, соответственно.
И, конечно, это тоже, да, экзотика. Осенью южный бук (Nothofágus – сейчас выясняю, какой же именно) испускает характерный запах корицы (это одно из любимейших ландшафтными архитекторами SLA растений – примечание автора).
»Со стороны Blegdamsvej нами сформирована жесткая сетчатая система с классическими многолетниками, где все посажено рядами. Когда вы добираетесь до другой стороны в Норре Аллее, она растворяется в скользящем переходе и становится более дикой и более похожей на саморегулируемую лесную систему, где есть место для посева семян, и новые деревья могут прорасти и расти, – говорит Morten Leicht Jeppsen.
Он объясняет, что парк кампуса во многом основан на природе. (Ландшафтные архитекторы создали на территории парка несколько мини-биотопов)
«Должно быть место для птиц, которые могут построить гнёзда. Деревьям и растениям должно быть позволено расти дикими и свободными, как они теперь выглядят, вместо того, чтобы идти и обрезать много в них, чтобы они просто выглядели похожими друг на друга. Цель состоит в том, чтобы получить как можно больше разнообразия. Мы всегда этого хотели.
Высокую естественную траву можно скашивать только один раз в год, и это позволяет воздуху спускаться в почву, чтобы новые семена могли прорастать. Таким образом, мы подражаем выпасу скота.
«Одно дело в том, что такие посадки менее уходны, но вы также получаете гораздо более богатый цветочный ковёр, который является местом обитания всех насекомых. Там, безусловно, будут перемещаться бабочки, пчелы и кузнечики », – обещает Morten Leicht Jeppsen.
К Nørre Аллее примыкает лес из нескольких рядов велосипедных стоек в легком бетоне с узорным напольным покрытием – например, со старой клинкерной плиткой, которая была там раньше, и которая повторно была использована в новом парке. Светлые стойки для велосипедов отражают солнце и предотвращают нагрев конструкций.”И тогда это дает хороший контраст с кирпичами и ржавым металлом внизу. Ржавчина проникнет в белый бетон. Надеюсь, там также будут расти сорняки между кирпичами. Это может быть немного дико. Мы надеемся, что за десять лет здесь появится в два раза больше зеленого цвета”, – подчеркивает Morten Leicht Jeppsen.
Также он упомянул, что в процессе реализации проекта также возникали и трудности – так почти год часть растений находилась на строительной площадке в гравии, так как они не были сразу посажены на постоянное место, а именно южный бук, который в результате этого пожелтел. (и действительно, на моих фотографиях встречается ряд деревьев без листьев или в довольно нездоровом состоянии).
Детали моста-пандуса
Остатки бруталистского парка и включение имеющихся зданий в новый ландшафт
В заключении немного уже почти ночных кадров.
И ещё вот здесь по ссылке видео-визуализация комплекса https://www.youtube.com/watch?v=4zLZloeBaHI
Несмотря на уже сгущающиеся сумерки, я постаралась сделать как можно больше фотографий деталей, растений для более подробного представления о проекте (прошу прощения за вылезшее местами зерно – фотографировала бегом, чтобы успеть до полной темноты).
Но очень надеюсь, что вам было интересно!
English version:
In September 2017 I visited just opened SUND Nature Park by SLA and try to describe here in details all what I saw during this visit.
The inspiration for the landscape surrounding the new Mærsk Building was found in the history of the location and it’s unique atmosphere. The Panum Institute is an educational institution with a long history and tradition as well as a modern research central, with thousands of daily users.
The new landscape facilitates the meeting between past and future, nature and urbanity in an inviting, green urban space – a recreative urban landscape for the students of Panum as well as the locals – right in the center of Nørrebro’s busy street life.
Panums new characteristic landscape consists of varied mini-biotopes with a diverse range of plant species, creating peaceful pockets for contemplation in the pulsating heart of central Nørrebro.